кино

Одержимость (Whiplash)

Надо бы назвать этот фильм “Кровь, пот и слезы”. Хотя подождите, кажется это название уже кем-то занято… Наверное поэтому выбрали Whiplash (из всех вариантов перевода этого слова мне кажется самым близким по смыслу "удар кнута").

Итак, что же это за одержимость и причем тут кнут?

Фильм рассказывает про начинающего барабанщика Эндрю, мечтающего стать новой легендой джаза. Он знает наизусть биографии джазменов, слушает их записи и много тренируется. Во время одной из репитиций его замечает знаменитый дирижер и приглашает попробовать себя в его джазовом оркестре. Казалось бы, вот и замечательно, о чем еще рассказывать? Только вот дирижер этот, мистер Флэтчер, знаменит не только своими успехами, но и оригинальной методикой работы со студентами, которую способен выдержать далеко не каждый. И тут большой вопрос: выдержит ли Эндрю работу с Флэтчером, есть ли у него на самом деле талант или только мечты о славе?



Ох, давно у меня так сердце бешено не стучало и душа не замирала от напряжения при просмотре фильма.
Это прям психологический боевик. Честно говорю. Лупасят они там друг друга по слабым местам и неравной системе - будь здоров.
Поэтому и смотрится фильм даже не на одном дыхании, а на одном вдохе, потому что выдыхать попросту забываешь и не успеваешь - так он держит в напряжении до самого финала.
И вот как, как это получилось сделать из классического и заезженного сюжета про новичка, пробивающегося наверх сквозь препятствия?

А потому что штампы оставили в стороне. Ну все вот это: талант себе дорогу пробьет, главное много работать и все получится, верь в себя и добьешься успеха. И подняли другие вопросы: а чем отличается талант от старательного ученика? что больше мотивирует - кнут или пряник? можно ли ради высшей цели переходить границы этики? И что приятно - в фильме ясных ответов нет. Как нет их и в жизни.

Герои также нешаблонные, непростые.

Мистер Флэтчер, преподаватель, поначалу вызывает оторопь. Он может смело становится в один ряд с самыми суровыми кинопримерами сержантов, муштрующих новобранцев. Он непредсказуем, деспотичен, бесчеловечен. Но когда мы узнаем его лучше, когда понимаем, что такое поведение вызвано не нарушениями психики, а фанатичной идеей отыскать нового Чарли Брауна и уверенностью в том, что к звездам можно пробиться только через тернии - его уже сложно так же ненавидеть. Он одержим не собой, а музыкой. Все не так просто.

Эндрю - тоже не лыком шит. Поначалу он кажется обычным тютей, и совершенно  непонятно, откуда в нем этот несгибаемый стержень, на чем держится его, как оказывается, неслабый характер. Где он берет силы и уверенность, чтобы биться, противостоять, доказывать - до крови, скозь слезы. А он тоже одержим. По сути он такой же псих как и Флетчер. И он вовсе не жертва, как казалось в начале. Так что и здесь все не просто. Поэтому и интересно.

Героев раскрыли просто потрясающе. И преподаватель, и ученик, удивляют, не переставая. Эта их битва характеров прямо-таки высекает искры из экрана. Некоторые эпизоды просто потрясают. А уж финал заставляет подпрыгивать на месте от нервотрепки. Это просто очень круто! Неожиданно и мощно.

В общем, фильм просто прекрасный. В фильме есть нерв, энергия, безумный драйв, та самая одержимость.
Обязательно посмотрите, не отказывайте себе в удовольствии!
Пренепременно! Потом обсудим, интересно твое мнение!
обязательно.
А ты смотрела новый сериал "Моцарт в джунглях"?
Там тоже о прогрессе музыканта, только там гобоистка.
Не смотрела. Как-то мне казалось, что это треш какой-то))
Ну и вообще я сразу новинки редко смотрю. Жду пару сезонов, отзывы, все такое. Чтоб время зря не тратить))
А ты советуешь?
треш из серии "у каждого свои тараканы, и не всегда их скрывают", но смотреть все равно было интересно, да и актеры замечательные))).
Там тоже без ясных ответов.
Попробуй хотя бы первую серию, вдруг пойдет.
Ну что сказать, фильм мне понравился, особенно операторская работа.
Хороший пример, когда музыку превращают в спорт, когда тошнит как от нее, так и от самого себя. Вот и представь, какую музыку будут потом производить такие исполнители.

А Флетчер из разряда тех руководителей, которых я лично просто ненавижу, по большому счету способный лишь паратизировать на других ради своей выгоды и стремящийся подгибать всех под свой юмор, свои правила. Когда такой человек выше тебя по должности, это отвратительно. Я бы на такого гораздо раньше набросилась( Да, из него попытались сделать фаната муз. гениев со своим видением мира, но нафантазировали. Не стал бы такой человек мстить на сцене, как и не стал бы его оркестр играть по указу барабанщика.

На мой взгляд, метод кнута (помимо очевидных изъянов) имеет важный недостаток – он заставляет человека вечно зависеть от мнений других и не иметь собственного. Ведь стать лучшим, чтобы никогда никто над тобой не смеялся и т.п. – невозможно. Ты уже не думаешь, куда идти и зачем, ты лишь избегаешь запретных мест, отскакиваешь как мячик от стен. А вот расти внутри себя самого и самому определять, когда ты лучше, когда хуже и куда идти, несмотря на то, сколько помидоров в тебя летит, – вот это сложнее. Мало просто не сломаться.

Конечно, на чужое «молодец» тоже можно подсесть, но тут все зависит от самого человека и/или преподавателя. Мне лично кнут не помогал никогда, я внутренне сопротивляюсь давлению, да и в принципе делать/не делать что-то только потому, что это кто-то сказал, я не люблю.

Ну и, конечно, стандарты по нотам без малейшей импровизации – грустная картина((.
Ты знаешь, у меня тоже была дикая волна возмущения на Флетчера во время просмотра.
Потому что даже если он в чем-то и прав, все равно так нельзя. Может быть одного человека такие методы действительно затащат на другую высоту, но остальных 100 - это просто подавит, сломает и отбьет желание заниматься музыкой. Не говоря о более трагических исходах, о которых упоминается в фильме. А гении-то - вообще редкость. Есть и просто талантливые, способные, умелые. Им тоже играть, тоже жить. А для него такие не существуют, он готов их уничтожить, не глядя.
А Эндрю - тебе он понравился? Что ты про него скажешь?
Мне вот кажется, что именно ему нужен был Флетчер. Не для похвалы, а именно для того, чтобы осознать, что в нем самом есть все необходимое, что он сам способен расти и подталкивать себя. Мне кажется, что дальше у него все будет хорошо.

Насчет стандартов. Кстати, Караван - мой самый нелюбимый джазовый стандарт наверное, хотя самый популярный(((
Я вот думаю: может в фильме так показано, потмоу что вроде как сначала научись правильно и безошибочно по нотам играть, а потом уж давай - импровизируй. Все-таки там учебный ансамбль.
Ну, это особая мотивация: либо пинком в гении, либо ломайся на фиг. А с запрежельной высоты-то один путь - вниз.

У Эндрю в начале сомнительная мотивация, но он в этом по сути не виноват.
Упорства ему не занимать, не хватает инциативы.
Насчет его будущего - не уверена. Тот музыкант, который повесился, бывший ученик, Флетчера, можно ведь сказать, что ему тоже была нужна помощь, такой вот пинок. Но чем закончилось...

На самом деле это во многом образовательная проблема: импровизационный по сути джаз (особенно мейнстрим) практически превратили в канонизированную нотную игру. И тут дело не в том, что нужно сначала играть точно и правильно, а в том, что атрофируются другие муз. навыки. В фильме это показано: убрали ноты, и все: ударник не может подстроится под остальных, найти сильную долю и т.д. А это даже хуже, чем не суметь определить, фальшивишь ты или нет.
В общем, мне кажется, что фильм вызывает желание поспорить, подумать, обсудить - это уже здорово.
Ну и с одним из оскаровских номинантов познакомились)
режиссеру хочется пожелать всяких успехов и еще многих фильмов про музыкантов)